Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Mini Hobby Models ФЛОТ все масштабы

Поделиться

Битвы на морях

Военный корабль - полноценная боевая единица, но его функциональность может многократно усиливаться при совместных действиях в организованной группе. Тактика ведения морского боя создавалась и изменялась тысячелетиями, всякий раз приспосабливаясь к новым техническим достижениям.

Во времена весельных кораблей античности тактика сводилась атаке тараном, кроме того, бой всегда проходил в близости берегов. Лабиринтом островов в свое время воспользовался стратег Фемистокл, чтобы нанести удар по флоту персидского царя Ксеркса. В этом бою афинские диремы и триремы были поддержаны десантированными на острова лучниками греков, а при попытке высадки персов с поврежденных кораблей, их команды быстро нейтрилизовывались.

Движимые веслами корабли того времени не использовали тяжелых снарядов, а находящиеся на борту воины осыпали противника горящими стрелами. Римляне применяли катапульты с зажигательными и каменными снарядами, установленные на берегу или на палубе триремы для выведения противника из строя до начала таранного боя.

Паруса и паровой двигатель в истории военного флота - ошибка Наполеона

Тактика морского боя развивалась с совершенствованием парусного движителя. С появлением косых парусов и возможности плавания круто к ветру, флотоводцы выработали приемы боя в кильватерной колонне составом организованной группы - эскадры, где особую роль приобрели тяжеловооруженные многопушечные линейные корабли. И всего каких-то полтора века в моря вышли металлические паровые боевые единицы.

Интересно, что в свое время Наполеон Бонапарт банально “прозевал” пароход. Он знал о существовании этой машины, видел ее на Сене, но так и не принял решение осуществить свой давно планируемый десант на побережье Великобритании с помощью паровых кораблей. Это могло бы в корне изменить картину европейского противостояния и весь ход мировой истории!

Устаревшая тактика - трагедия русского флота под Цусимой

Адмиралы позапрошлого и прошлого веков долгое время не могли в полной мере использовать независимость кораблей от ветра - они прибегали к тактике боя колонной, не имея дальномеров и средств прицеливания, позволяющих вести бой вне видимости противника. Стрельба “из-за горизонта” не представлялась возможной, и флоты могли использовать острова и особенности береговой линии для нанесения внезапных ударов. Особенностями погоды и Цусимского пролива воспользовались в 1905-м году японцы, чтобы разгромить российскую эскадру адмирала Рожественского, шедшую на помощь Порт-Артуру. Не сдавшийся “Варяг” - символ гордости русского флота, стал жертвой тактической неготовности командования вести бой в условиях ограниченной видимости и сжатого пространства. Японцы провели классический прием “охват головы колонны противника”, последовательно вывели из строя флагманов русской эскадры, а потом просто уничтожили рассеянные корабли по одному, используя преимущество маневренности. Жесткий строй эскадры и наведение артиллерии “по площади” не дали российским канонирам вести огонь по идущим в циркуляции японским кораблям, а те поливали палубы крейсеров и броненосцев снарядами с “шимозой”, от которой плавился металл.

Неэффективность тактики эскадренного прямого боя стала настолько очевидной. что на флотах начали искать средства отказа от старых привычек. Для этого понадобилась разработка новейших систем вооружения, а особенно важным оказалось появление средств удаленного наведения огня. С появлением радара и самонаводящихся ракетных средств доставки заряда флот изменился - об этом мы рассказываем в одной из статей этого раздела.