Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Авиация 1/35

Достижения и границы возможного

 

За короткий период, начавшийся почти сразу после окончания Второй Мировой войны, авиация набрала новые высоты и скорости, совершила несколько интересных скачков, а в некоторых областях нашла определенные оптимальные решения. Если говорить о прорывах в технологии авиастроения и совершения управляемого аэродинамического полета, то достижения таковы:

-        доведен до совершенства реактивный двигатель

-        реализована возможность сочетать реактивный турбовентиляторный двигатель с винтовой тягой

-        доведено до массовости изготовление самолетов со стреловидным крылом

-        преодолена скорость звука

-        преодолен рубеж высоты в 30 тысяч метров

-        созданы конструкции фюзеляжей, позволяющие поддерживать давление внутри в пределах, достаточных для жизнедеятельности человека

-        разработаны и внедрены системы автоматизированного управления воздушным движением, управления воздушным судном, телеметрии с передачей данных на спутники и наземные станции

-        в коммерческой авиации произошел переход к широкофюзеляжным самолетам класса “Аэробус”.

 

Сверхзвук оказался лишним

Несмотря на эти яркие достижения, конструкторы и разработчики концепций обнаружили, что в некоторых областях есть пределы, коридоры значений, которые не стоит преодолевать на современном этапе развития. Для коммерческой авиации такой предел сформировался в скорости и высоте полета. Короткая конструкторская гонка 70-х годов прошлого века привела к появлению сверхзвуковых пассажирских лайнеров “Конкорд” и ТУ-144, но практика показала, что сверхзвук в коммерческой авиации неактуален. Красивые самолеты оказались неудобными для централизованного управления воздушным движением, их потребность в топливе и грузоподъемность оказались не соответствующими требованиям интенсивности и рентабельности перевозок.

После появления аэробусов попытки реализовать новый сверхзвуковой и сверхвысотный проект для регулярных рейсов были оставлены. Пассажирский и грузовой самолет нашел свое предельное значение скорости - примерно 950 километров в час - и максимум безопасной высоты на уровне 11 тысяч метров. Появление композитных материалов и сверхлегких сплавов сделало возможным создание гигантов типа А-380, способных принять на борт и с комфортом разместить до восьмисот человек. Сверхзвуковой самолет не справился бы с такой задачей, а это означает, что в гражданской авиации потребность в нем отпала. Если будет реализован уже анонсированный проект А-390, то пассажирский лайнер сравнится по комфорту и простору с океанским круизным кораблем, но пока не сможет догнать его по вместимости.

Среди конструкторов уже ходит мнение, что наступают времена, когда снова начнутся попытки создать летательный аппарат, способный не зависеть от скорости. Пока полет самолета - результат набора скорости. Если удастся “отвязать” способность летательного аппарата удерживаться в воздухе от скорости поступательного движения, наступит новая, а точнее, забытая эра - ведь в 20-е годы прошлого века огромные корабли типа “Цепеллин” успели перевезти через Атлантику около 20 тысяч пассажиров в условиях хорошего комфорта. Только катастрофа “Гинденбурга” при причаливании привела к прекращению полетов этих удивительных машин - цельнометаллических дирижаблей с управляемым полетом, оборудованных мощными винтовыми двигателями. Перелет через Атлантику на этих воздушных кораблях занимал около двух суток при вместимости примерно в 200 человек. Современный аэробус способен перевезти быстрее и больше, обеспечивая более высокий уровень безопасности. Интересно, каким будет дальнейшее развитие...