Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

ICM 1/144 самолеты

Поделиться

Сверхзвуковые коммерческие лайнеры - красивый тупик!

После разработки Конкорда и ТУ-144 конструкторы коммерческих самолетов перенесли все усилия на совершенно иной класс машин. Теперь самые востребованные в мире лайнеры для средних и дальних перелетов - широкофюзеляжные, класса “аэробус”, не способные разгоняться до скорости звука, но берущие на борт много пассажиров при высоком уровне комфорта и надежности.

Многие специалисты считают, что сверхзвуковая коммерческая авиация оказалась своего рода тупиком, пробой и доказательством возможностей, но без серьезной перспективы развития. Почему так случилось, чем скоростной самолет оказался хуже широкофюзеляжного для коммерческих перевозок? Скорее всего, это был своего рода прыжок выше головы, поскольку начало эксплуатации ТУ-144 и Конкордов выявило ряд серьезных проблем.

Сверхзвуковые гражданские самолеты - в чем проблема?

Большинство аэропортов СССР не могли без существенной доработки принимать и отправлять ТУ-144, а главная проблема возникала с поиском запасных площадок. Недостаточно создать условия  в начале и конце маршрута - для каждого полета требуется внесение в план запасных и аварийных площадок, а значит - их переоснащение. Причем переоснащение на всякий случай, без перспективы регулярного использования. С похожей проблемой столкнулся и Конкорд.

Самолеты, летящие со скоростью, в два и долее раза превышающей среднюю скорость полета большинства лайнеров, плохо вписываются в графики и отработанные схемы проводки воздушных судов. Их сложнее направлять в зоны ожидания, так как запас топлива у таких машин заканчивается быстрее - аэродинамика стреловидного крыла диктует совершенно иные условия полета. Не зря на ТУ-144 пришлось ввести дополнительное носовое крыло для стабилизации машины на взлете и посадке, чтобы несколько снизить его потребность в высокой скорости.

Неудобно и неэкономично

Узкие салоны этих машин существенно ограничили вместимость, а с течением времени пассажир стремится к большему комфорту - такую возможность дает только широкофюзеляжная схема самолета, позволяющая варьировать компоновку пассажирского салона. Если в А-380 можно разместить от 600 до 800 пассажиров и даже оставить место для комнат отдыха экипажа (со спальными помещениями и кухней), то сверхзвуковые лайнеры не позволяют даже разместить пассажиров по шесть кресел в ряду. Далеко не все готовы провести несколько часов в сигарообразном, узком салоне.

Экономичность - слабое звено сверхзвуковой авиации. Стреловидное крыло самолета практически не оставляет ему возможности планирования, а выход на заданные для таких скоростей высоты требует большого расхода топлива. Самолеты летают по коридорам и эшелонам, а это означает. что при полете с высокой скоростью сверхзвуковик будет постоянно кого-то догонять. Его приходится уводит гораздо выше, создавать отдельные эшелоны для одного-двух проходов в день!

Отдельный разговор - подготовка экипажей! Пилотирование самолета со стреловидным крылом кардинально отличается от управления обычной машиной. Это требует выработки совершенно новых навыков управления, а в современном варианте - разработки принципиально новых программ для автоматики. Это очень дорогая плата за возможность сократить время полета на пару часов!

 

Конец эпохи сверхскорости

Человек середины прошлого века, когда родилась и реализовалась идея сверхзвукового коммерческого самолета, стремился к максимальной мобильности. Мир нового века стал иным - нам не так нужна мобильность, как скорость соединения в сети интернет! Это означает, что пассажир предпочтет комфортный полет в просторном аэробусе скачку через океан в узком, сдавливающем салоне сверхзвукового лайнера с неудобными проходами. Куда торопиться, зачем жертвовать удобством ради нескольких часов, если все деловые вопросы решаются через коммуникационные устройства?!

Эра сверхзвуковых коммерческих перелетов, скорее всего, не повториться, как и эра гигантов воздухоплавания, цеппелинов, неспешно пересекающих океаны… Такие крайности отходят в разряд экзотики в современном рациональном мире.