Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Сборные модели деревянных кораблей Artesania Latina

Поделиться

Деревянные модели кораблей  Artesania Latina Санта Мария сборные деревянные модели кораблей

 

Цена: 5970 руб.

1/65 Artesania Latina деревянные корабли Код 22411 Код 22411

Товар отсутствует
Уведомить о поступлении

Деревянные модели кораблей Artesania Latina Сан Франциско II сборные деревянные модели кораблей

 

Цена: 7480 руб.

Доп. инфо

1/90 Artesania Latina деревянные корабли Код 22452 Код 22452

Товар отсутствует
Уведомить о поступлении

“Васа” - история королевской халатности

 

10 августа 1628 года, при попытке впервые выйти в открытое море из порта Стокгольма, внезапно перевернулся и унес с собой на дно несколько тысяч человек флагман шведского королевского флота “Васа” - семидесятиметровый трехмачтовик с 64-мя бронзовыми пушками на двух батарейных палубах, рассчитанный на экипаж из 145 моряков и десант из 300 солдат.

По описаниям свидетелей катастрофы, судно из-за отсутствия хорошего ветра не могло выйти в море под парусами, поэтому был использован прием якорного буксирования - шлюпка отвозила якорь на некоторое расстояние от корабля, сбрасывала его, а палубная команда, вращая якорный брашпиль, подтягивала судно… Дойдя до места, где можно поймать ветер, только что построенный флагман расправил паруса и дал залп из бортовых орудий, а когда рассеялся дым, оказалось, что судно стремительно кренится, явно теряя остойчивость. На новом корабле находилось много народу - строители судна со своими семьями праздновали его первый выход в море. Опрокидывание судна с высотой мачт более 50 метров произошло практически мгновенно, это был классический, страшный для экипажей и пассажиров “оверкиль” - переворот корабля килем вверх с полным и стремительным затоплением. Из-за небольшой глубины “Васа” все же не перевернулся полностью, а лег на дно с креном. Над водой довольно долго возвышались его новенькие мачты.

 

Версии и предположения

Было проведено расследование, в ходе которого выдвигалось несколько версий:

-        внезапный порыв ветра, “сваливший” судно в узком проходе

-        страшный для кораблей того времени отрыв пушек от лафетов - орудия перекатывались на одну сторону, перевешивая корпус

-        затопление палубы через открытые пушечные порты - весьма частая беда парусного флота, связанная с тем, что нижняя батарейная палуба оказывалась очень близко к воде

-        строительная или проектная ошибка, приведшая к смещению центра тяжести и полной потере остойчивости.

 

Командовавший кораблем адмирал Флеминг еще на берегу был настроен не очень оптимистично относительно остойчивости корабля. Он провел регламентное испытание - дал команду трем десяткам матросов перебежать по палубе с борта на борт, и судно отозвалось на это перемещение слишком медленно, валко… Адмиралу пытались вменить в вину открытые пушечные порты, но он был обязан дать залп, приветствуя короля с нового судна.

 

Что показало современное исследование

Когда “Васа”, уже в ХХ веке, был поднят со дна, оказалось, что все пушки стоят на местах, трюмы загружены правильно, но, судя по некоторым признакам, причиной гибели флагмана стало трагическое стечение обстоятельств:

-        неожиданный порыв ветра

-        совпавший с ним по времени бортовой залп с откатом орудий

-        низкая осадка, приведшая к попаданию воды в пушечные порты

-        конструктивная ошибка, которая была допущена самим королем Швеции Густавом II Адольфом…

  Король был столь озабочен созданием этого флагмана, что принял участие в его конструировании, а впоследствии, вопреки всем соображениям здравого смысла, собственноручно добавил в проект еще одну пушечную палубу, существенно подняв центр тяжести корабля и одновременно допустив увеличение осадки почти до уровня нижних пушечных портов. Специалисты пришли к выводу, что роковая ошибка монарха в любом случае привела бы к гибели судна - в открытом море “Васа”, лавируя с открытыми портами пушечных палуб, непременно перевернулся бы в первом же бою или при учебной стрельбе.

Самое невероятное для современного человека - в то время мастера не делали подробных проектов с расчетами. Корабелы передавали своим сыновьям таблицы основных размеров, на основании которых создавался уменьшенный макет, а все прочее было делом опыта, интуиции, везения и королевского приказания, которое и привело к гибели нового флагмана.