Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Сборные модели деревянных кораблей Artesania Latina

Поделиться

“Васа” - история королевской халатности

 

10 августа 1628 года, при попытке впервые выйти в открытое море из порта Стокгольма, внезапно перевернулся и унес с собой на дно несколько тысяч человек флагман шведского королевского флота “Васа” - семидесятиметровый трехмачтовик с 64-мя бронзовыми пушками на двух батарейных палубах, рассчитанный на экипаж из 145 моряков и десант из 300 солдат.

По описаниям свидетелей катастрофы, судно из-за отсутствия хорошего ветра не могло выйти в море под парусами, поэтому был использован прием якорного буксирования - шлюпка отвозила якорь на некоторое расстояние от корабля, сбрасывала его, а палубная команда, вращая якорный брашпиль, подтягивала судно… Дойдя до места, где можно поймать ветер, только что построенный флагман расправил паруса и дал залп из бортовых орудий, а когда рассеялся дым, оказалось, что судно стремительно кренится, явно теряя остойчивость. На новом корабле находилось много народу - строители судна со своими семьями праздновали его первый выход в море. Опрокидывание судна с высотой мачт более 50 метров произошло практически мгновенно, это был классический, страшный для экипажей и пассажиров “оверкиль” - переворот корабля килем вверх с полным и стремительным затоплением. Из-за небольшой глубины “Васа” все же не перевернулся полностью, а лег на дно с креном. Над водой довольно долго возвышались его новенькие мачты.

 

Версии и предположения

Было проведено расследование, в ходе которого выдвигалось несколько версий:

-        внезапный порыв ветра, “сваливший” судно в узком проходе

-        страшный для кораблей того времени отрыв пушек от лафетов - орудия перекатывались на одну сторону, перевешивая корпус

-        затопление палубы через открытые пушечные порты - весьма частая беда парусного флота, связанная с тем, что нижняя батарейная палуба оказывалась очень близко к воде

-        строительная или проектная ошибка, приведшая к смещению центра тяжести и полной потере остойчивости.

 

Командовавший кораблем адмирал Флеминг еще на берегу был настроен не очень оптимистично относительно остойчивости корабля. Он провел регламентное испытание - дал команду трем десяткам матросов перебежать по палубе с борта на борт, и судно отозвалось на это перемещение слишком медленно, валко… Адмиралу пытались вменить в вину открытые пушечные порты, но он был обязан дать залп, приветствуя короля с нового судна. Кстати, каталог модели кораблей Artesania Latina содержит его деревянный протитип и не только.

 

Что показало современное исследование

Когда “Васа”, уже в ХХ веке, был поднят со дна, оказалось, что все пушки стоят на местах, трюмы загружены правильно, но, судя по некоторым признакам, причиной гибели флагмана стало трагическое стечение обстоятельств:

-        неожиданный порыв ветра

-        совпавший с ним по времени бортовой залп с откатом орудий

-        низкая осадка, приведшая к попаданию воды в пушечные порты

-        конструктивная ошибка, которая была допущена самим королем Швеции Густавом II Адольфом…

Король был столь озабочен созданием этого флагмана, что принял участие в его конструировании, а впоследствии, вопреки всем соображениям здравого смысла, собственноручно добавил в проект еще одну пушечную палубу, существенно подняв центр тяжести корабля и одновременно допустив увеличение осадки почти до уровня нижних пушечных портов. Специалисты пришли к выводу, что роковая ошибка монарха в любом случае привела бы к гибели судна - в открытом море “Васа”, лавируя с открытыми портами пушечных палуб, непременно перевернулся бы в первом же бою или при учебной стрельбе.

Самое невероятное для современного человека - в то время мастера не делали подробных проектов с расчетами. Корабелы передавали своим сыновьям таблицы основных размеров, на основании которых создавался уменьшенный макет, а все прочее было делом опыта, интуиции, везения и королевского приказания, которое и привело к гибели нового флагмана. Купить сборные модели кораблей Artesania Latina можно по выгодным ценам в нашем магазине.