Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Железнодорожная техника 1/72

Сухопутный крейсер - бронепоезд на пике развития


Бронепоезда - удивительные технически творения, которые оказались востребованными в крайне короткий исторический период. Так уж сложились обстоятельства, что эти боевые единицы стремительно заняли место в тактике боя от Русско-Японской войны (1905 г) примерно до середины 40-х годов прошлого века. Это было своего рода переходное решение, которое позволило сочетать огневую мощь с маневренностью, но оказалось бессильным перед напором и возможностями танка. А появление реактивных снарядов и ракет полностью вывело их из списка актуальных боевых единиц.

Бронепоезд и боевой корабль - братья по крови

В течение короткого, но яркого своего существования бронепоезда решали проблему мобильности, которая была недоступна неповоротливым и явно недоработанным танкам - гусеничное шасси еще не достигло полного совершенства. Что представлял собой бронепоезд в наиболее развитом воплощении? Это было нечто, напоминавшее по огневой мощи крейсер, стремительно движущийся по узкому фьорду - свернуть некуда, можно лишь прорываться вперед и жестко отстреливаться в стороны, чтобы не дать поразить себя фланговым пушечным огнем с “берегов”.

С кораблем бронепоезд роднит и схема расстановки средств ведения огня - орудия располагались в башнях на корме и в носовой части, башня могла быть в середине, а более мелкие калибры с минимальным откатом ствола устанавливались под защитой узкого бронекорпуса. Интересно, что командиры и офицерский состав бронепоездов часто набирались из военных моряков, которые не испытывали страха при грохоте орудий в железном корпусе и спокойно переносили пребывание в замкнутом пространстве.  

Компоновка бронепоезда могла быть разной - эти боевые единицы могли составляться из сделанных на заводе броневагонов, заранее рассчитанных на действия в сцепке, как единое целое, а зачастую их собирали из так называемых “блиндированных” вагонов гражданского образца. В передней части такого поезда обычно ставили платформу с балластом и легким орудием. При подрыве пути она защищала паровоз от атаки. Захват противником паровоза был полной гибелью для всей боевой единицы. Самым уязвимым местом бронесостава был вагон с боеприпасами, аналог корабельной снарядной ямы. В поездах заводского изготовления снаряды подавались в орудия транспортерами на паровой или электрической тяге.

“Коробка смерти” для экипажа

С точки зрения экипажа, бронепоезд был настоящей “коробкой смерти”, как подводная лодка или крейсер - попадание нескольких снарядов в блиндированные корпуса вагонов могло вызвать взрыв и пожар, сход с рельсов означал страшный переворот многотонной громады, а удачный подрыв путей позади поезда означал практическое окружение и уничтожение артиллерией противника. Для уничтожения состава в этом случае могли применить закладку мин, если разведке удавалось проникнуть в “мертвую зону” его орудий и пулеметов.

Жизнь на бронепоезде была не сладкой. Относительный комфорт был только у командира и помощника - им могли выделяться отдельные, напоминающие корабельные, каюты. Прочие члены экипажа размещались как на подводной лодке - на узких полочках-койках, установленных в боевых отсеках. Роскошь в виде вагона-кубрика делала бронепоезд уязвимым, так как расцепление состава было равнозначно его гибели - конструкторы старались уменьшить количество вагонов.

С развитием танковой техники и авиации, против которых бронепоезд оказывался совершенно бессильным, сделало эти уникальные комплексы практически ненужными. Только в СССР и в современной России идея не умерла окончательно - современные, пугающие противника боевые железнодорожные комплексы несут на борту межконтинентальные ракеты… На просторах России такой поезд можно сравнить с подводной лодкой, вышедшей в открытый океан.