Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наш канал

Сборные модели деревянных кораблей MANTUA models

Поделиться

Парусное судно изнутри - нечто, похожее на ад

 

История человечества - это цепочки достижений в создании различных предметов - от творений искусства до технических приспособлений и машин. Но трудно найти сконструированную человеком технику, столь же красивую, как самолет и корабль. Совершенные, законченные формы и полная естественность очертаний сделали эти машины настоящими произведениями искусства.

Внутреннее устройство парусного деревянного корабля чем-то напоминает рыбу - в роли хребта выступает мощный килевой брус, основа конструкции, к которому крепится деревянные ребра основного набора. На определенной высоте настилаются палубы, устанавливаются переборки и деревянный набор корпуса из просмоленных досок. Изогнутые линии корпуса судна не позволяют полностью использовать его внутреннее пространство, поэтому с древности корабелы стремились как можно больше места отдать грузу, а помещениям для людей оставить минимум пространства, чаще всего - в самых неудобных местах.

Во времена парусного флота пассажирских кораблей почти не строили, если не считать таковыми плавучие тюрьмы и суда для перевозки невольников и солдат. Это были ужасающие деревянные клетки, плавание в которых оказывалось настоящей пыткой. Но экипаж боевого и грузового парусника тоже не располагал комфортными условиями - относительно просторные и удобные помещения делались только в кормовой надстройке, где располагались капитан, офицеры и единичные пассажиры.

 

Комфорт на паруснике - понятие сложное...

Понятие комфорта, применимое к самому простому современному катеру, никак не распространяется на гордые белокрылые парусники, ходившие по океанам почти до середины XIX столетия. В чем выражалось оборудование корабля, предназначенное для людей (экипажа):

-        в носовой части судна, прямо под настилом палубы располагалось треугольное помещение с гамаками и рундуками матросов. На многочисленных балках корабельного набора тут же сушилась насквозь мокрая одежда

-        туалеты в лучшем случае оборудовались в виде висячих кабинок над бортом, а на кораблях, где не бывало пассажиров, матросы могли справить нужду, встав на фальшборт и крепко держась за ванты. Если устроиться с подветренной стороны, то есть там, где ветер дует в борт судна, то можно было получить по спине линьками от боцмана

-        примитивный камбуз был рассчитан на приготовление пищи капитану, офицерам и пассажирам. Экипажу давали горячую пищу разв день в лучшем случае, причем после дневного бульона котел не мыли, а вечером в нем могли скипятить воды для чая

-        помещения корабля не отапливались - деревянное судно было слишком уязвимо для пожара, чтобы устраивать на нем печи.

 

Под серыми парусами...

На судне было только два человека. располагавших действительно индивидуальным помещением - капитан и парусный мастер. Если первый был облечен безграничной властью, то второго боялись, поскольку парусных мастеров считали представителя самого дьявола - именно этот специалист наряжал в последний путь любого члена экипажа, зашивая его тело в парусину…

 

Кстати о парусах… Белыми они никогда не были - парусину смолили до серого цвета, чтобы она не портилась от соленой воды и влажного воздуха. Из такой же просмоленной ткани шились примитивные штаны и рубахи матросов. Одинаковые форменные куртки появились в военном флоте только к началу XIX века, а до тех времен экипаж одевался в ужасающие лохмотья, всегда мокрые и основательно провонявшие смолой. Смолили и бороды - моряки могли годами не бриться, только некоторые ветераны вплетали в бороду и волосы просмоленные ленты…

 

По морям плавали люди отчаянные, поэтому современные представления о паруснике во многом не соответствуют действительности. Присмотритесь к своей модели деревянного корабля и попробуйте разглядеть на ней фигурки морских волков в серой одежде из парусины, с каменными трубками в зубах…