Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

ЗВЕЗДА ФЛОТ все масштабы

Поделиться

Жизнь под парусами - ничего лишнего

Флот всегда считался местом сугубо мужским, миром с жесткими правилами и настоящей “игрой на выживание” - только относительно недавно корабли стали комфортными для своих обитателей. Зрелище белых парусов приводит в восторг, корабль удивительно гармоничен, но что там, внутри, под палубой, и что делают между фоком и гротом эти странно одетые люди?!

Во времена, когда в плавании можно было положиться только на волю ветра, предсказать срок и исход рейса оказывалось сложной задачей. Шторм и штиль могли сделать корабль игрушкой посреди безбрежного океана, и это всегда учитывалось при подготовке к походу. Суровый, необходимый минимум пищи и воды, рациональное распределение пространства - все для груза или пушек с боеприпасами! - немного удобств для капитана и офицеров… Разве что испанские офицеры позволяли себе обустраивать на галеонах целые апартаменты.

Чем кормили экипажи парусников

Пожалуй, самым суровым испытанием во время дальнего плавания было отсутствие воды и нормальной пищи. На купеческих кораблях с небольшим экипажем можно было как-то приспособиться, а вот военные флоты не могли предоставить моряку нормального горячего рациона, поэтому в обиход вошла типичная матросская еда - пайки. Каждое утро экипажу выдавали продукты. За ними являлись к боцманам бачковые, чтобы получить на десять человек сала, солонины, сахара, муки, галет или сухарей и крупы. Ко времени обеда судовой повар кипятил огромный котел, в который бачковые опускали завязанное в мешочки с бирками порции мяса с крупой. Все это раздавалось экипажу - только раз в день матрос мог получить миску жижи, в которой варились пайки, с кусочком солонины. До изобретения консервов солонина в бочках быстро зеленела и покрывалась червями… Первые опыты с консервами тоже были не слишком успешными - упакованное в свинцовые банки мясо становилось настоящей отравой. Только с появлением стальных банок и технологии варки мяса в закупоренной таре пища стала доступнее. Первые французские консервные банки с волокнистым проваренным мясом на флоте долго называли “каболкой” - “дохлый француз”...

Иногда судовой повар радовал моряков похлебкой - он собирал по кухне все кости и объедки, кипятил их в котле, добавлял крупы и раздавал это экипажу. Со временем эта похлебка “из всего” проникла во французские рестораны - теперь аристократическое блюдо “поташ” стало ее наследником, наподобие русской солянки, которая тоже начиналась с объедков!

Если матрос хотел побаловать себя вкусненьким, он растирал сало, добавлял в него растертый сахар и размельченные сухари, а потом варил это в мешочке в общем котле. Называлось такое лакомство “собачье пирожное”, но иных вариантов просто не было!

Спасение от цинги - витамины и немного хитрости

Знаменитый Магеллан смог уберечь свои экипажи от цинги во время кругосветного плавания только лимонным соком, который во множестве заказал перед отплытием, удивив поставщиков. А вот капитану Куку пришлось сложнее - матросы напрочь отказались есть спасительную квашеную капусту! Тогда Кук приказал камбузному юнге всякий раз, подавая обед офицерам в кают-компанию, проносить на вытянутой руке огромное блюдо с капустой перед носом у экипажа. Матросы немедленно потребовали себе этого деликатеса - и Кук оказался капитаном, не потерявшим ни одного человека от цинги!

Вода в бочках, запасенная в трюмах, быстро протухала, и пить ее становилось невозможно. Спасал только ром, который в нее доливали, чтобы забить страшный запах. Но опытные матросы знали секрет избавления от жажды, постоянно мучившей экипаж - они добавляли в свою воду от пятой части до трети морской воды. Кстати, купаться в море или умываться морской водой было строжайше запрещено - это могло поссорить экипаж с духами океана!