Вспомнить

Войти

Введите email, указанный при регистрации:

Ваш браузер не поддерживает JavaScripts
Каталог товаров
Наша группа ВК
Наш канал

Моделист ФЛОТ все масштабы

Поделиться

Парусники - типы и особенности

 Собрать модель корабля и не поинтересоваться оригиналом - это не в привычках настоящего коллекционера. Мы часто сталкиваемся с описанием парусных кораблей, в которых упоминается принадлежность к какому-либо типу:

  • барк

  • клипер

  • бригантина

  • карака

  • яхта

  • джонка

  • фрегат

  • бриг

  • галеон

  • каравелла.

Это далеко не полный список типов и видов парусных торговых и промысловых судов и военных кораблей прошлого. Но мы постараемся кратко описать самые известные разновидности. Чем отличались корабли парусного флота:

  • назначением - торговое, военное или промысловое судно, были еще и специализированные корабли, например, галеры;

  • парусным вооружением - наличием и соотношением косых и прямых парусов, количеством мачт;

  • количеством палуб и размерами (соотношениями) корпуса;

  • количеством пушек и орудийных палуб;

  • способностью к океанскому или каботажному плаванию;

  • плоскодонной или килевой схемой.

Самые известные виды парусных кораблей

Барк - единственный парусник, ходящий по морям до наших дней, обладатель самого эффективного парусного вооружения. Имеет от трех до пяти мачт с прямыми парусами и одним косым парусом на бизань-мачте для хождения круто к ветру, галсирования. Первичное предназначение - перевозки грузов в трюмах и частично на палубе. Наследник барка - самое мокрое и быстрое парусное судно, чайный клипер с огромным количеством парусов и железным клепаным корпусом. Мокрым его называли потому, что во время рейса капитан не убирал парусов при самой жесткой погоде, и палубу клипера постоянно окатывали волны.


Баркентина - уменьшенный вариант барка с характерными для шхуны косыми парусами на всех трех или пяти мачтах. Прямой парус - только на фоке (носовой мачте). В наше время баркентины в ходу - на них ставят дизельные двигатели для поддержания парусов.


Бриг - грузовое судно, не имеющее бизань-мачты, с прямыми парусами на фоке и гроте и характерным косым грота-гаф-триселем на грот-мачте. При этом типичная для парусов бизань-мачты нагрузка и функциональность управления по ветру ложится на косой парус грота.


Бригантина - излюбленное судно пиратов и мелких купцов, очень скоростное, маневренное и компактное. На двух мачтах бригантины располагается два вида парусов - на фоке прямые, на гроте - косые, типичные для шхуны топсель и грота-трисель.

Галеон - известное благодаря испанским перевозкам сокровищ из Америки огромное многопалубное судно, активно использовавшееся в XVI - XVIII веках. Это наследник более компактных каррак и каравелл с удлиненным корпусом и пониженными обводами кормовой надстройки, что придало кораблю большую скорость и остойчивость. Галеон мог иметь водоизмещение от 500 до 2000 тысяч тонн, что очень серьезно для его времени, но часто становился добычей пиратов и английских военных кораблей с большей маневренностью. Помимо характерных обводов корпуса, имел на корме высокую надстройку для пассажиров и офицеров, а на носу - гальюны. Парусное вооружение смешанное.


Каравелла - судно, о котором много противоречивых отзывов. Три или четыре мачты, прямые паруса на фоке и гроте, косые на бизани, характерная форма кормы и носа - эти части были высоко задраны для повышения остйчивости на океанской волне. Именно каравелла с одной палубой, тяжелая и вместительная, стала первым судном, пересекшим Атлантику под командованием Колумба.  


Каррака - тяжелая, неманевренная, но очень вместительная, рассчитанная на длительное автономное плавание. Каррака вошла в историю как первый корабль, совершивший кругосветное плавание под управлением Магеллана. Судно могло достигать водоизмещения до 1,5 - 2 тысяч тонн, неся на трех палубах до 30 пушек и на трех мачтах прямые и косые паруса. Отличительная особенность карраки - первые в истории закрытые орудийные порты и пушечные палубы закрытого типа.